Типология оптимизаторов: как найти применение каждому

Человек под навесом на пляже Поисковое продвижение сайтов

Рассказывает Виталий Кравченко.

Долгое время я в той или иной степени занимаюсь управлением. В начале своей карьеры руководил отделами от 3 до 12 человек, а теперь — компанией, где более 40 штатных специалистов, основная специализация компании — SEO.

Когда я только пришел на этот рынок, отыскать квалифицированных работников было практически невозможно. Сегодня ситуация изменилась: появилось множество различных курсов, которые с завидным постоянством выпускают дипломированных SEO-специалистов и интернет-маркетологов. Наличие документа о прохождении такого обучения вселяет в выпускников непоколебимую уверенность в том, что теперь они способны сотворить с поисковиками всё, что угодно.

Гордости соискателей, которые регулярно приходят на собеседования в наше агентство, можно лишь позавидовать…

Вот почему в последнее время я все чаще чувствую себя скалой, о которую разбиваются волны надежд этих молодых людей. Успешное прохождение курса — лишь начало большого профессионального пути, все трудности еще впереди. Помимо практических знаний и навыков SEO-специалисту в обязательном порядке потребуются высокие коммуникативные скиллы. От того, насколько развитыми они окажутся, будет зависеть не только его личный успех, но и эффективность всей команды, в которой ему предстоит работать.

SEO-команда: миф или реальность?

За 5 лет в компании Webline Promotion мы перепробовали столько способов взаимодействия оптимизаторов между собой, сколько вряд ли описано в «Камасутре».

Я искренне рад за тех, кто выдержал все эти эксперименты, благодаря которым мы наконец-то нашли оптимальный подход к управлению. Сегодня наши сотрудники мирно уживаются в коллективе и могут эффективно работать над проектами клиентов.

Главная ошибка тимлидов — в непонимании того, что каждый оптимизатор индивидуален и способен решать строго определенный круг задач. При этом у каждого участника рабочей группы есть свое видение ситуации, привычки, потребности и коммуникативные особенности.

SEO-специалисты разных типов попросту не могут сработаться в рамках одной команды. Тем не менее каждый из них по отдельности может показывать очень неплохой результат.

Вот почему тимлид должен вовремя распознать тип сотрудника и предложить ему именно те функции и обязанности, выполнять которые тот сможет лучше всего.

Вот типичный пример из практики:

Тимлид ставит двум оптимизаторам командную задачу — разработать стратегию продвижения проекта. Один из них — ярый приверженец экспериментов, обожает пробовать новые подходы и методы. Другой же — сторонник классической работы по чек-листу. При этом специалисты абсолютно равноправны в команде и ни один из них не наделен полномочием принимать окончательное решение по смене стратегии. Нетрудно догадаться, что конфликтов и стычек в этой ситуации не избежать: действие одного сотрудника неизбежно будет сталкиваться с противодействием со стороны другого, процессы принятия решений затянутся, а сам проект, скорее всего, будет провален.

Что мы делали и к чему пришли?

Для начала мы определили основные профессиональные и личностные характеристики оптимизаторов, проследили за их взаимоотношениями с другими участниками рабочего процесса, проанализировали реакции и поведение. Сделать это было несложно, практически каждый день наши специалисты сталкиваются с достаточным количеством нестандартных задач и вынуждены активно взаимодействовать между собой, обмениваясь мнениями. К слову, такая картина характерна для большинства растущих и развивающихся веб-студий: так что проблема актуальна для многих.

Наблюдая за тем, как ведут себя сотрудники в неординарных рабочих ситуациях, мы оценивали их стратегическое и аналитическое мышление, умение прогнозировать, стрессоустойчивость, усидчивость, восприятие критики, коммуникативные способности и навыки, лидерские наклонности.

В итоге нам удалось выделить несколько типов SEO-специалистов:

  • люди процесса,
  • коммуникаторы,
  • стратеги
  • и аналитики.

Примерный процент оптимизаторов каждого типа в нашей компании таков:

tipazhi

Замечу, что в данной классификации нет «высших» и «низших» каст. Специалисты каждой из групп обладают своим набором положительных и отрицательных черт. Причем для каждой группы эти характеристики будут строго индивидуальными.

Люди процесса

Как правило, такие специалисты не способны принимать решения самостоятельно. Они предпочитают работать по строго оговоренному плану и выполнять четко сформулированные задачи. Пика своей эффективности люди процесса могут достигнуть лишь в том случае, когда руководитель строго регламентирует объем работ, оговаривает сроки и ставит перед ними конкретные цели.

Задача может звучать так:

Необходимо собрать семантическое ядро по коммерческим запросам по услуге «бурение скважин». Регион: Москва и МО. Минимальная фразовая частотность: 3. Срок исполнения: 2 рабочих дня.

Это вовсе не означает, что такие сотрудники глупее остальных, просто ставить задачи им нужно предельно четко. Если все условия соблюдены, люди процесса с легкостью доходят до финиша.

Плюсы:

  • Ответственность.
  • Усидчивость.
  • Способность справляться с большими объемами работы.

Минусы:

  • Избегают нестандартных задач.
  • Плохо включаются в работу в условиях постоянных изменений.
  • Не всегда способны оценить эффективность своих действий.

Именно на таких сотрудниках обычно держится большое количество рабочих процессов. А при наличии грамотных наставников их деятельность выливается в хорошую и эффективную рабочую модель. И все же, здесь есть одно «но»: управлять процессами такие люди вряд ли способны.

Оптимизаторы-коммуникаторы

Главным преимуществом этого типа становится умение найти общий язык не только с клиентами, но и с каждым участником рабочей группы. По сути, это особая каста специалистов, которых можно, скорее, отнести к неформальным лидерам, чем к рядовым профессионалам. Коммуникаторы могут не обладать глубокими знаниями и аналитическим мышлением, но именно они способны выстроить работу команды так, что все процессы будут функционировать как часы, а результат всегда будет на высоте.

Плюсы:

  • Разрешение любых конфликтных ситуаций внутри проекта.
  • Коммуникаторы способны вызывать доверие у клиентов и мотивировать команду на достижение целей.
  • Гибкий процесс работы над проектом, что позволяет планировать на более короткие сроки и работать с более эффективными методами.

Минусы:

  • Негативно воспринимают критику.
  • Инициативность не всегда положительно сказывается на результатах.
  • Несмотря на лидерские качества, проектную документацию обычно доводят до состояния полного хаоса.

С такими людьми комфортно работать, если вы владелец «лампового» SEO-агентства с небольшим штатом и единичными клиентами. По мере того, как ваш бизнес будет расти, ситуация может заметно измениться. Именно коммуникаторы могут стать причиной внутренних конфликтов в коллективе, и будут активно сопротивляться переменам и изменениям в компании.

Пример из жизни:

В нашей компании регламенты меняются ежегодно, к этому привыкло большинство рабочих групп. И всё же, мы постоянно сталкиваемся с нежеланием принять изменения со стороны группы оптимизаторов-коммуникаторов. Они всегда уверены, что их работа и так эффективна, а все попытки усовершенствовать процессы воспринимают как «заговоры масонов». При этом группа коммуникаторов выстраивает работу, как удобно именно ей, а её представители легко находят подходы ко всем участникам проектов. В случае изменений все налаженные схемы приходится пересматривать. Это вызывает протест среди коммуникаторов.

Но чего не отнять у таких специалистов — это способности положительно влиять на показатели LTV и выступать дополнительным пиар-каналом для компании. К тому же они легко завоевывают уважение, понимание и доверие клиентов и сотрудников других отделов. Так что, «дружить» с такими оптимизаторами важно.

Стратеги и интеграторы

Это поистине те люди, которые должны стоять во главе любой команды. Их личностные качества позволяют эффективно управлять мощностями команды и быстро достигать результатов. Таких оптимизаторов мало, и они уделяют больше внимания процессингу, нежели микроменджменту или решению каких-то мелких задач.

Плюсы:

  • Развитое стратегическое и тактическое мышление.
  • Стремление автоматизировать процессы.
  • Четкое понимание соотношения результата к затраченным усилиям.
  • Умение эффективно распределять все существующие ресурсы и оптимизировать их.

Минусы:

  • Тяжело принимают изменения в компании, если сами не участвуют в дискуссиях на этапе их внедрения.
  • Не готовы действовать мгновенно без предварительных расчетов.

Такие люди в большинстве своем очень сложны для взаимодействия в большом коллективе. Однако именно они способны эффективно оптимизировать существующие активы и добиться высоких результатов в работе всей команды. Это отличные руководители, которым можно и нужно давать в управление ресурсы.

Стратегам важна самореализация, они с легкостью отыщут эффективное применение Junior-специалистам. Таких людей можно и нужно ставить во главе небольших команд или же отделов.

В нашей компании интеграторы обычно руководит работой новичков и специалистов более низкой квалификации. По сути, занимаются наставничеством. Все важные изменения в отделе происходят только после обсуждения идей и нововведений со стратегами.

Такие работники — важная деталь целостного механизма под названием «организация». И чем меньше лишней работы такие люди выполняют, тем больше шансов, что реализация стратегии «в полях» окажется успешной.

Аналитики

Здесь речь пойдет о людях, которые обычно много считают и экспериментируют. Это настоящие любители цифр и сложных графиков, которые стремятся разгадать тайны трудновоспроизводимых систем поискового ранжирования.

Примечательно, что аналитики обычно никак не используют полученные данные в своей практике. Тем не менее, их открытия помогают повышать эффективность работы сотням других специалистов. Процент настоящих аналитиков очень невелик, но они существуют. У этого типа сотрудников тоже есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Каждое действие может быть выражено в числовом значении.
  • Легко оперируют огромными объемами данных.
  • Всегда могут сказать что выгодно, а что нет.

Минусы:

  • Не выносят рутинную работу.
  • Не готовы заниматься микроменджментом.
  • Не переносят, когда другие пытаются оспорить цифры.

Такие люди обычно немного отстранены от команды и зациклены на своих задачах. Они погружаются в работу с головой и способны анализировать один проект до нескольких дней. Именно поэтому лучше не ставить этих специалистов на руководящие должности и привлекать туда, где требуется быстрая реакция. Зато они конструктивные критики. Вот почему миссия аналитика в компании вполне может сводиться к оценке плодов деятельности других специалистов и корректировке результатов.

Взаимодействие

Каждый из типов SEO-специалистов по-своему важен и нужен в компании. При правильном распределении ролей между ними команда будет работать слаженно и эффективно. В противном случае конфликтов и споров не избежать: сотрудники будут постоянно выяснять отношения и «перетягивать одеяло», вместо того чтобы работать на достижение общего результата. Идеальным вариантом будет, если в составе вашей компании окажется не менее 50% людей процесса, 15-20% стратегов и интеграторов и примерно 10% аналитиков и коммуникаторов.

Взаимодействие между оптимизаторами разных типов может строиться так:

strateg-integrator

При этом мы всегда стремимся распознать в людях, «подвисающих» на процессах, потенциал роста и подобрать возможные направления развития. Типологию оптимизаторов мы разработали специально для этого.

По итогам всех экспериментов я пришел к выводу, что по каждому из направлений деятельности компании можно создавать огромные классификации, а затем при помощи agile-управления строить очень эффективные команды под каждый конкретный проект.

Что из этого получится, покажет время.

Подпишитесь на рассылку новостей. Никакого спама!

Оцените статью
Поделитесь статьей с друзьями
madcats.ru
X